?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Амгуэма
fazeful

Originally published at Константин Копачинский. You can comment here or there.

IMG_4528-2

10-го августа отмечается день коренных народов мира. В чукотском селе Амгуэма он называется Омваам Кырысмын – День Амгуэмы. Село стоит на берегу одноименной реки, название которой переводится довольно просто – «широкая река». Большинство жителей в селе – чукчи. Занимаются преимущественно оленеводством. Здесь есть предприятие по выпуску замороженной оленины. Об амгуэмской оленине я уже писал.


Мы приехали немного раньше (планировали пособирать морошки, но не сложилось) поэтому получилось осмотреть село и окрестности. У реки обнаружилось две яранги. Хозяйка одной из них живет в селе в квартире, но скучает по тундре. Для нее она как дача. Туда приходят дети, внуки. 

IMG_4520

Думаю, многие взглянув на фото, подумают – чум. Но если вы скажете чум на Чукотке вас обязательно поправят. Разница между чумом и ярангой очень простая – как между комнатой и квартирой. 

Ярангу охраняют лайки. У них тоже есть свои «яранги» :)

IMG_4558

На санях вялится юкола. Подумаешь мухи.

IMG_4525

У входа кучка камней. Оказывается, это дети собирают самые красивые камешки на берегу и складывают оленье стадо.

IMG_4565
IMG_4567

</div>
IMG_4566
Пока мы осматривали жилище снаружи, к нам подошла хозяйка – Галина. На самом деле ее зовут Итигыльгын. Она любезно разрешила осмотреть ярангу изнутри. Наши девушки посетовали, что яранга все-таки не из оленьих шкур. Они бывалые им можно, меня и такая устроила :)

Кстати, все ведь знают анекдоты про чукчей и когда их рассказывают, наверняка, добавляют «однако» от их имени. Уж не знаю анекдоты искоренили это слово-паразит или это изначально выдумка, но «однако» чукчи в разговоре не употребляют. А вот «ага-ага» постоянно :)

У чукчей очень своеобразная походка. Они ходят покачиваясь в перевалочку. Так удобней ходить по кочкам на болотах.

Первым делом Галина покормила собак и разложила оленьи шкуры на просушку.

IMG_4562
IMG_4540

</div>

Внутри, на земле, разложена домашняя утварь. Повсюду сушатся оленьи шкуры, мясо и внутренности.

IMG_4555
IMG_4550
IMG_4553
IMG_4557

</div>

В самом центре яранги кострище.

IMG_4546

Чуть поодаль полог – подобие кровати из оленьих шкур мехом вовнутрь. Олений мех отлично удерживает тепло, потому что каждый волосок пустой внутри. В нем спят раздетыми даже в самый лютый мороз.

IMG_4548

Небольшой видеофрагмент.

Сам же поселок почти весь состоит из, так называемых, канадских домиков. На сваях. Один дом – одна семья. Все очень цивильно. Говорят, в сильную пургу домики ходуном ходят и кажется, что улетят как домик Элли.

IMG_4530
IMG_4503
IMG_4504
IMG_4505

</div>

В поселке живет около 500 человек. В основном оленеводы, которые большую часть времени пасут стада оленей в тундре. Пасут оленей как и раньше: оленеводческие бригады живут в тундре в ярангах, по несколько месяцев, вместе с семьями. Наверное, самое большое отличие от прошлого времени в том, что грузы и яранги, при перегонке стада, везут на тракторе. 

Если тема вам интересна очень рекомендую фильм «Книга тундры. Повесть о Вуквукае, маленьком камне». 

Жители села чтут свои традиции и в конце августа в селе будет еще один праздник Выльгынкоранымат — Праздник молодого оленя. На нем готовят обрядовое блюдо – киелет: непереваренное содержимое желудка оленя варится в котле вместе со свежей кровью, мясом и диким луком. Пальчики оближешь, неправда ли? Жалко мы не попали.

Есть в селе и несколько многоэтажек. 

IMG_4510

Школа по-чукотски большая.

IMG_4509

Центральный магазин.

IMG_4573

IMG_5298
В любом правиле можно сделать исключение.

Связь.

IMG_4572

Теплица.

_MG_4606

Уже после праздника нас пригласили в гости на чай в один из таких домиков и там был найдет артефакт из детства – занавеска из скрепок и открыток.

_MG_4729

IMG_5298
В селе живут два костореза.

В час дня начался праздник Омваам, о котором я расскажу в следующем отчете.

IMG_4570

В этот раз попробовал слегка нетрадиционную для себя обработку фотографий, из-за того что они получились не самыми интересными по цвету. Что думаете, стоит ли в будущем использовать такую «хипстерскую» обработку или лучше забыть?

Другие отчеты про Чукотку: 
Анадырь
Анадырь (продолжение)
Анадырь — Эгвекинот на сухогрузе
Эгвекинот
Эгвекинот (продолжение)
Чукотские шесть соток
Линия перемены дат
Амгуэма

Tags: